Шаблоны Joomla 2.5 здесь: http://joomla25.ru/shablony/

Формы воспитательной работы

Форма – внешнее выражение какого-либо содержания. Это совокупность приемов и средств, которые выбирает учитель. При выборе форм необходимо обращать внимание на их название, название несет методическую подставку. Можно использовать в работе с учащимися разнообразные формы. Например, торжественная линейка, спортивное соревнование, вечер, КВН, концерт, утренник, встреча, конференция, устный журнал, игра-путешествие, диспут, поход, экскурсия, конкурс, викторина, ярмарка, трудовой десант, спектакль, акция, выставка, демонстрация, шоу, карусель, игра и т.д. Эти формы работы можно разделить на три уровня: дело, игра, мероприятие.
Игра – это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая для отдыха, обучения, развития. Мероприятие – это событие, занятие, ситуация в коллективе, организуемая педагогом, с целью непосредственного воздействия на них. Например, знакомство с произведениями искусства, с правилами дорожного движения, лекция на определенную тему, встреча, цикл лекций, приглашение специалиста, занятие по технике безопасности, прогулки, походы и т.д.
Дело – это общая работа, важное событие, членам коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и себе. Занятия с детьми , общение с ними в более или менее в свободной обстановке имеют существенное, а нередко и решающее значение для их развития и воспитания. Они важны и для самого педагога, так как помогают сблизиться с детьми, лучше их узнать и установить хорошие отношения, позволяют пережить счастливые минуты единения. Это дает педагогу ощущение необходимости его работы, ее социальной значимости, востребованности, как сейчас говорят. Однако, чтобы это происходило, надо знать, как организовать такую работу.
Выделяют пять типов форм воспитательной работы со школьниками: словесно-логические, образно-художественные, трудовые, игровые, психологические. Словесно-логические формы. Основным средством воздействия является слово, вызывающее ответные эмоции у детей. К этому типу форм относятся беседы на самые разные темы, дискуссии, собрания, конференции, лекции и т.д. главное здесь – обмен информацией, сообщения учеников, обсуждение проблем. Образно-художественные формы. Они объединяют в себе такие дела детей, где главным средством воздействия является совместное, преимущественно эстетическое переживание. Главное здесь – вызвать сильные, глубокие и облагораживающие коллективные эмоции. Большой потенциал имеют такие формы, как концерт, спектакль, праздник и т.п. мудро поступают педагоги , когда организуя деятельность школьников, предусматривают моменты молчания. Например, в походе, во время привала, ученики отдыхают, глядя в небо и слушая все вместе и одновременно каждый в одиночестве классическую музыку. Это и есть момент обогащающего молчания. Игровые (досуговые) формы работы. Это игры, совместный отдых, содержательные развлечения. Игры могут быть спортивные, познавательные, соревновательные, конкурсные. Все они, равно как и выше названные типы форм воспитательной работы, нередко совмещают различные средства воздействия: слово, образ, чувства, работу. Особое внимание необходимо обратить на психологические формы работы с учащимися. В формах этого типа основными средствами воздействия являются элементы психологического тренинга, методы практической психологии, индивидуальной и групповой психотерапии. Это лекции, беседы, дискуссии, психологические упражнения, консультации. Они требуют некоторых специальных знаний и умений педагога или привлекать психолога.
ВЫВОД: познавательная деятельность направлена на развитие познавательных интересов, накопление знаний, формирование умственных способностей и пр. Организуется она в таких формах внеурочной работы, как экскурсии, конкурсы, лектории, предметные недели, недели книги и т. д. Ценностно-ориентационная деятельность, по существу, представляет собой процесс формирования отношений к миру, формирования убеждений, взглядов, усвоения нравственных и других норм жизни людей – всего того, что называют ценностями. Можно использовать много разных форм внеурочной деятельности: беседы по социально-нравственной проблематике, собрания, дискуссии, конференции, диспуты, лекции, Кроме того, усвоение школьниками социальных ценностей происходит и во всех других формах и видах деятельности, начиная с игры. Общественная деятельность связана с участием учащихся в органах ученического управления, различных ученических и молодежных объединениях , участие в трудовых и других акциях и компаниях. Это происходит в таких формах, как работа по самообслуживанию, дежурство по по кабинетам, выборы и работа Совета учащихся, вечера, праздники и т.д. Эстетическая деятельность развивает художественный вкус, интересы, культуру, способности детей. Эту работу можно проводить в следующих формах: инсценировки, конкурсы, концерты, фестивали, заочные путешествия и многое другое. Досуговая деятельность включает содержательный, развивающий отдых, свободное общение, в котором инициатива принадлежит детям, однако педагог не является сторонним наблюдателем, помня о своих функциях воспитывающего взрослого. Сюда же можно отнести и спортивно-оздоровительную деятельность.
Досуг проходит в самых разных формах: игры, праздники, вечера, соревнования, совместные прогулки, походы.  Существует ряд форм коллективных (групповых) занятий, цель кото-рых - духовное развитие школьников.
Например, игра "Волшебный стул.»
Цель: развитие интереса к человеку, содействие формированию достоинства как черты личности. Ход игры. Один из участников садится на "волшебный стул", который "высвечивает" все его достоинства, перечисляемые окружающими; предпо- лагается , что недостатки не «высвечиваются». Значение: игра помогает обрести уверенность в себе, осознать себя как носителя достоинств, развивает эмпатию (сочувствие, сопережива- ние), смягчает психологический климат в группе, переключает внимание с недостатков на достоинства другого человека.
Игра «Презентация мира»
Цель: содействие преобразованию предметного восприятия мира, свойственного маленькому ребенку, в социально-ценностное, когда за предметами осознаются ценностные связи и отношения. Ход занятия: группе учащихся предъявляются различные предметы из окружающей повседневной среды, предлагается внимательно к ним присмот- реться и описать их роль в жизни людей, в реализации их стремления к счастью. Значение: игра подводит детей к осознанию духовной ценности мате- риальных предметов, развивает способность к одухотворению.
"Разброс мнений". "Разброс мнений" - организованное поочередное высказывание участниками группы суждений по какой-то проблеме или теме. Источники тем: - актуальные проблемы школьной жизни; - философские вопросы о жизни, счастье, совести и т.п. Ход занятия: подготавливается комплект карточек с недописанными фразами, которые участники читают вслух с собственным продолжением, отражающим их спонтанное суждение. Главное условие – восприятие мнения каждого участника как ценности, не подлежащей оценке "правильно - неправильно". Проводится эта игра перед началом большого коллективного дела и после его окончания.
«Своя игра». Правила аналогичны правилам одноименной телевизионной игры, но отличие заключается в том, что в игре участвует три команды. Отвечает команда, капитан которой первым поднимет руку после вопроса ведущего. Цена вопроса соответствует определенному количеству баллов – 10, 20, 30 и т. д. При правильном ответе на счет команды записывается соответствующее цене вопроса число баллов. При неправильном ответе команда штрафуется на соответствующее число баллов. Есть секторы «Кот в мешке», «Вопрос-аукцион», «Своя игра», «Счастливый случай». Для каждого раунда вывешивается соответствующая таблица. В последнем раунде команды записывают свои версии ответа на листках и сдают их ведущему.
Дети очень любят не только смотреть какое-либо шоу, но и участвовать в них. Шоу несет как развлекательный, так и познавательный характер. Особая роль в нем отводится ведущим. Они используют для ведения шоу не только «домашние заготовки», но и сами должны комментировать развивающиеся события. Например: «Кулинарное шоу». Во- первых, каждая семья приготовила блюдо, в котором содержались полезные овощи и фрукты. Они защищали и рекламировали свои блюда, исполняли «Кулинарные песни», участвовали в викторине «Кулинарный эрудит». Веселое шоу «Школа озорных уроков», включающее занимательные вопросы из разных предметов. Новая форма воспитательной работы – потехи. Под потехой понимают забаву, развлечение. Развлекательную программу можно устроить, используя канцелярские товары, бумагу, спички и т.д. Можно провести конкурсы: «Угадай, сколько кнопок», «Собери самую длинную цепь из скрепок», «Картина из кнопок», «Собери ручки», «Быстрый ластик», «Степлер-чемпион», «Длинная спираль карандаша», «Линейка», «Конверт», «Органайзер», кроссворд «Канцелярские инструменты и принадлежности».
Аукцион талантов. На аукционах обычно продают полезные или ценные вещи. Приобрести эту вещь может тот, кто предложит за нее большую цену. Это может быть вещь, например, кукла, торт или приз шуточный – пуговица от костюма директора школы, ключ от ДДТ и т. д. Расплачиваются дети за право получить этот приз своими талантами. Некоторые ребята поют, читают стихи, танцуют, делают колесо, шевелят ушами – кто что умеет. Причем «платить можно индивидуально, а можно и «в складчину», т.е. объединившись в группы.
Дети любят участвовать в спортивных состязаниях. Но не всегда у них есть возможность играть, например, в хоккей на льду, зато в «воздушный хоккей» можно поиграть в любое время. В воздушный хоккей играют не только мальчишки, но и девочки. В хоккее три тайма по 20 минут. На площадке одновременно играют по пять игроков от каждой команды., в воротах стоят вратари. В воздушном хоккее вместо настоящих клюшек маленькие деревянные, вместо шайбы – воздушный шарик, а таймы по 10 минут. Правила игры: шарик нельзя трогать руками и ногами, нельзя использовать силовые приемы, за это удаление на 1 минуту
Copyright 2011 Формы воспитательной работы. Powered by Joomla templates. All Rights Reserved.