Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Обычная версия Сайта

Рогова О.С.

 

Методическое пособие для педагогов 

 

Аннотация

Одним из приоритетных направлений в области образования является развитие и сохранение здоровья детей. Анализируя распорядок дня школьников, выделяется такая особенность как гиподинамия – недостаток двигательной активности. Многие специалисты, занимающиеся проблемами здоровьесбережения, считают, что эта проблема не медицинская, а педагогическая. В первую очередь исправить такую ситуацию призваны уроки физкультуры. Но, на самом деле, тот объем школьных часов уроков физкультуры настолько мал, что они оказывают обратный эффект – расстройство здоровья, поскольку эти часы не сбалансированы с правильным биоритмом человека. Занятия в любом объединении дополнительного образования, даже если они проводятся систематическим использованием здоровьесберегающих технологий, в большинстве учитывает особенности своей направленности и не охватывает все стороны развития здоровья. Основой жизни и здоровья является потребность в движении и активности. В данном пособии представлен один из методов самовоспитания - психофизическая тренировка, как развитие мотивированного отношения к своему здоровью, т.к. одним из основных составляющих психофизической тренировки является двигательная активность (мышечный тонус). Автор пособия прослеживает присутствие данного метода самовоспитания в процессе занятий танцевального творчества. Представленный материал педагог использовал на занятия по хореографии. Методическое пособие может также использоваться педагогами дополнительного образования в объединениях любой направленности и педагогами общеобразовательных школ на подвижных переменах (физ.минутках).

Цель данной технологии: формирование развития мотивированного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни. Задачи: - ознакомить с методом самовоспитания - психофизическая тренировка- как одной из форм лечебной физкультуры; - организовать проведение интерактивных игр; - изучить дыхательную гимнастику и способствовать ее регулярному использованию; - закрепить мотивацию к здоровому образу жизни.

Ожидаемый результат внедрения: мотивированное отношение к своему здоровью и здоровому образу жизни. Возраст детей: понимание и осознание своей жизнедеятельности закладывается на ранних стадиях обучения, поэтому наиболее правильным будет использовать данные методические рекомендации в начальных классах (1-4 класс), когда дети заинтересованно участвуют в процессе игры.

 

 
Введение

О значение движения, т.е. двигательной и сознательно управляемой активности, для здоровья известно с незапамятных времен, поскольку человек с колыбели тянулся и тянется к движению как цветок к солнечному свету. Потребность в движении и активности является основой жизни и здоровья. Здоровье – это не только отсутствие болезней, но и физическое, психическое и социальное благополучие. Здоровый и духовно развитый человек счастлив, поскольку он отлично себя чувствует, способен получать удовлетворение в процессе труда, имеет возможность совершенствоваться, достигая неувядающей молодости духа и внутренней красоты. Многие поэты, вдохновляющие нас эмоциональным гимном к прекрасному, часто отожествляли красоту и здоровье. Гармония психофизических сил организма повышает резервы здоровья, создает условия для творческого самовыражения во многих областях нашей жизни. Активный и здоровый человек обычно чувствует себя молодым и стремится к красоте, как физической, так и духовной. Для всех родителей главным вопросом остается сохранение здоровья ребенка. Многие родители не имеют возможности контролировать весь физиологический процесс ребенка в течение дня (что поел, какая физическая нагрузка, сколько просидел у компьютера и т.д.), им просто даже не хватает знаний по физиологическому развитию каждого возраста. Во многом решать проблему здоровья детей направлено школьное образование и воспитание. Но в большинстве оно несет массовое действие и мероприятия, не учитывающие индивидуальность развития и биоритма человека, и, как следствие практически безрезультатны. Современные школы педагогики, психологии и медицины располагает методами воспитания и самовоспитания, которые не только способствуют увеличению духовных и физических сил человека, но и помогает управлять ими. К методам самовоспитания относится психофизическая тренировка – одна из форм лечебной физкультуры, использующая общеразвивающие и специальные упражнения в целях повышения функциональных возможностей организма, восстановления здоровья и выносливости в труде. Психофизическая тренировка является разновидностью психотерапии. И медики, и психологи единодушны в своем мнении о роли нервных нарушений в процессе развития болезни. Достаточно человеку столкнуться с грубостью, испытать чрезмерное психическое напряжение, как все усилия медиков, направленные на лечение заболевания, могут оказаться безрезультатными. Почему, вдруг, я затронула тему о психофизической тренировке? К важнейшим звеньям психофизической тренировки относятся:

- умение регулировать процессы дыхания;

- мышечный тонус;

- психическое состояние.

Переосмыслив эти звенья, я заметила, что эти же составляющие присутствуют и в танцевальной практике, в хореографии:

- физические нагрузки формируют мышечный тонус;

- мышечные напряжения требуют больше кислорода и как следствие учащается дыхание организма, при неправильном дыхании человек будет чувствовать затруднения в исполнение движения; поэтому, отрабатывая каждое танцевальное движение постепенно формируется процесс дыхания, при котором организму комфортно это исполнение;

- каждый танец и каждое движение в отдельности

– это самовыражение мысли, ярких и сильных чувства, определенного состояния в какой-то момент, т.е. психологический настрой на исполнение движения и состояние психики. То есть занятия хореографией тоже можно рассматривать как психофизическую тренировку. Рассмотрим значение этих составляющих для здоровья и взаимосвязь их с учебно-воспитательным процессом в танцевальной практике. Правильное применение дыхательных упражнений (оптимальных кратковременных задержек дыхания после выдоха и на высоте вдоха) повышает устойчивость организма к кислородной задолжности, что благотворно влияет кровоснабжение сердца и мозга. Предлагаемые дыхательные упражнения (прописаны ниже) регулирует артериальное давление, активизирует кровеносные сосуды, улучшает обеспечение организма кислородом, уравновешивает нервные процессы, что очень важно при изучение с детьми новых танцевальных комбинаций и на концертных выступлениях (дети часто нервничают перед выступлениями, а также когда у них что-то не получается на занятиях). Физические нагрузки (танцевальные занятия) способствуют устранению излишних, непроизвольных, неконтролируемых движений. Упражнения экзерсиса у станка, на середине и в партере снимают спазмы, навязчивые состояния, мысли и т.п. Смена напряжений и расслабления мышц в сочетании с дыхательными упражнениями оказывают регулирующее влияние на мускулатуру внутренних органов, в том числе и сосудистой системы. В динамике тренировки существенную роль играет психика, т.е. сознание и эмоции. Психический тонус связан с физическим тонусом. Между уровнем мышечной активности организма и психическим тонусом существует взаимосвязь и взаимоподкрепление. Наблюдения специалистов подтверждают, что дыхательные и двигательные реакции ослабляют тревожное состояние. Занятия хореографией сродни занятиям спортом. Нагрузки на хореографических занятиях могут также повлечь за собой всевозможные проблемы, как и нагрузки в спортивных секциях. Поскольку, именно мы проводим с детьми время занятий, а не родители, именно с нами они получают физическую нагрузку, поэтому мы тоже должны держать ответ, как и их родители, за здоровье каждого ребенка, занимающегося в объединение. Роль педагога состоит в том, что он должен научить ребенка грамотно относится к своему здоровью. Повышение мотивации к здоровому образу жизни у детей в современном социуме стоит во главе угла. Одним из важнейших принципов является принцип наглядности. Пока ребенок не увидит и не поймет, что происходит с его организмом в некоторых ситуациях или состояниях, у него не появиться желание быть здоровым. Просто встать и рассказать детям какую-то тему (даже эмоционально, убедительно), показать наглядный материал - это не оставит в сознании ребенка четкого желания быть здоровым. Ребенок проявляет желание тогда, когда его это интересует. А когда ребенку интересно? Когда он играет - это прямое проявление его интереса. Поэтому, играя с детьми, можно незаметно для них ввести в проблемное поле (о здоровье). В своей творческо-педагогической деятельности я заинтересовалось новыми формами игры, которые называются интерактивными – это игра, результат которой должен быть наглядным. Дети, являясь составной частью игры, сами физически обеспечивая деятельность этой игры, выносят результат и вывод. Далее ниже будут предложены интерактивные игры, применяемые на хореографических занятиях с целью мотивации к здоровому образу жизни и развития их творческих способностей. Для успешной деятельности по развитию мотивации у детей к здоровому образу жизни необходимо учитывать ряд принципов. К основным принципам здоровьесберегающих технологий относятся:

- Раннее начало здоровьесберегащих мероприятий;

аннее воспитание у детей правильного отношения к занятиям с физиологической и гигиенической точек зрения. - комплексность использования всех доступных средств и методов здоровьесбережения;

-Привлекать различных специалистов: психологов, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования, педагогов-организаторов.

- индивидуальный подход к ребенку;

Каждый ребенок индивидуален во всех отношениях, следовательно, необходимо создавать индивидуальную программу работы - этапность проведения работы; Все время роста ребенка состоит из этапов. Каждый последующий этап будет зависеть от результатов предыдущего. На первых этапах необходимо развить у ребенка желание быть здоровым (в этом помогают психологи и педагоги-организаторы). Параллельно должен намечаться следующий этап – сохранение здоровья. - непрерывность Только постоянная работа по здоровьесбережению и повышению ее уровня у воспитанников и педагогов дадут возможность коллективу иметь высокие показатели по сохранению здоровья у детей. - использование методов контроля адекватности нагрузок. Полученная информация анализируется для создания плана работы. - сознательность; Это важнейший принцип, но добиться его выполнения сложнее всего. Это зависит только от воспитанников и от мастерства педагогов. Приложение Далее в пособие рассматриваются интерактивные игры для детей, которые способствуют развитию мотивации к здоровому образу жизни и поддержки эмоционального состояния (развитие творческих способностей), а также упражнения дыхательной гимнастики, которые обязательно используются в течение занятий по мере необходимости того или иного упражнения (в зависимости от физической нагрузки движения).

 

Интерактивные игры А. – Сознательное представление о своем здоровье ( мотивация здорового образа жизни) Здесь представлены базовые игры на сохранение здоровья (для позвоночника, глаз, желудка, сердца). Но вместе с детьми можно придумать аналогичные игры, направленные на проблемные зоны. Базовые игры направлены на то, чтобы дети понимали – как работает орган или система, которые принимают самую сильную нагрузку при росте их организма.

 

Игра «Позвонок» В этой игре дети получают информацию о важности правильной осанки Перед началом игры нужно объяснить о работе полезных частичек в спинном мозге В игре участвуют: - позвонки (2 и больше). Встают в колонку друг за другом, в позицию в позицию «на ширине плеч» - полезные частички (2 и больше). Должны проползти между позвонками. В руке у каждого предмет изображающий кислород, витамины, солнце (отдых). Они должны передать их мозгу. - мозг (1) стоит в самом конце позвонков. До него должны добраться полезные частички. А) В первом случае позвонки встают криво, с выпадом на ногу в разные стороны и мешают проползти частичкам Б) Во втором случае позвонки выстраиваются ровно. Дети сами дают результат и делают вывод: какому позвонку легче питать мозг.

 

Игра «Зоркие глазки» Перед началом игры нужно рассказать примерное строение глаза и главный секрет глаза: глаз видит все в перевернутом виде. Выстраиваются 2 глазика рядом в следующем порядке: - веки (моргают – делают свободные наклоны вперед) - зрачки - глазное яблоко Эти участники встают в позицию – на ширине плеч друг за другом. По центру между ними в самом конце встает сетчатка (1) Следующие участники - частички (это могут быть яркий свет, пыльный воздух и т.д.). Они должны проползти под ногами строения глаза, добраться до сетчатки и объяснить, что они увидели. А) В первом случае частички проползают легко Б) Во втором случае зрачок или глазное яблоко (случай, когда у глаза есть повреждения) держат перед собой большой предмет как защита от внешних воздействий. « Сетчатка» закрыла уши – ей уже труднее объяснить информацию. Детям дается гимнастика для глаз, чтобы они поддерживали свое зрение в норме.

 

Игра « Что любит наш животик?» Игра состоит из 2-х частей. 1.На доске рисуется желудок, и на примере мороженого, пепси колы и гамбургеров объясняется, на сколько он мал. Если его бессистемно набивать, он растянется, и будет болеть. Попутно идет рассказ о вреде различных сладких газировок, чипсов (т.п.) и преимуществах натуральной пищи (соков, фруктов и т.д.) 1. Несколько участников образуют «желудок». (а) Остальные являются полезной и вредной пищей (б). Участники (б) встают в очередь и проползают по-пластунски, по очереди являясь то полезными, то вредными продуктами. Названия продуктов дети придумывают сами. «Желудок» мешает руками вредной еде и помогают полезной. Когда следующий участник называет себя все хором говорят: «Полезный!» или «Вредный!»

 

Игра «Сердце» Состоит из 3-х частей: 1 часть Игроки (1) держаться за руки, их четверо. Игроки 1 – это «сердце» Игроки (2) – это органы и мышцы вокруг сердца. Они тоже держаться за руки. Игроки (3) – это полезные частички. По команде игроки (3) должны проникнуть в круг из игроков (1), т.е. в сердце, преодолев сопротивление игроков (2). Игроки (2) не должны расцеплять руки. 2 часть Так же, как и в части 1, но игроки помогают полезным частичкам проникать в их круг. Т.е. игроки (2) обороняться и от (1) и от (3) 3 часть Дети садятся на пол в круг. Они слушают рассказ о сердце, об опасностях, которые его подстерегают и о полезной дыхательной гимнастике для сердца, которую они проделывают на занятиях с другими упражнениями. Б. – психический тонус Этот блок представляет игры на влияние эмоционального состояния и проводятся в сопровождение музыки. На занятиях по хореографии в этих играх следует обратить внимание на музыкальность исполнения движения, как основы исполнительского мастерства

 

Игра «Подарок» Игра способствует развитию хороших манер этикета. В начале игры детям предлагается представить: «У вас (у всех) сегодня день рождения, но волшебник оставил лишь один подарок и чтобы никому не было обидно, я предлагаю вам всем поровну поделиться». Дети (в любом количестве) встают в круг и одному играющему вручается подарок (это может быть любая игрушка или украшенная коробка). Далее этот подарок передается по кругу и дети произносят следующие слова: Игрок, который держит: - Мне (прижимает подарок к себе) - Тебе ( протягивает подарок вперед от себя) - Возьми (передает рядом стоящему соседу вправо или влево) Игрок, который берет: - Спасибо (принимает подарок, беря в руки) Игрок, взявший подарок повторяет слова за игрока, который держит (имеет этот подарок) Так подарок по кругу передается каждому игроку. В игре можно использовать одновременно несколько подарков (2-4, но не более) – «волшебник оставил … подарков», в таком случае подарки будут передаваться одновременно и слова будут произноситься одновременно несколькими игроками. Задание усложняется музыкальным ритмом и темпом.

 

Игра «Наш танец»

1.Участники встают в круг: каждый игрок показывает любое одно движение. Затем следующий повторяет каждое предыдущее и прибавляет свое новое. Так собирается комбинация и танцуется под музыку.

2. Детям можно дать конкретное задание: придумать движение на определенную тему, народность, характер и т.д.

 

Игра «Мой веселый звонкий мяч» В игре используются маленькие мячики.

А) 1. Мяч передается по кругу под музыку. Как музыка останавливается, участник у которого остался мяч должен показать движение (любое). Далее мяч передается по кругу одновременно исполняя движение, которое было показано. Музыка останавливается – меняется другое движение.

2. Детям можно дать конкретное задание: придумать движение на определенную тему, народность, характер и т.д.

Б) Дети встают по кругу в четном количестве. Мяч в руках через одного участника передается в одном направление. - на 1-2 отдать (взять), 3-4 - у кого мяч, тот делает удар об пол, кто без мяча – хлопок в ладоши.

В) Стоят по кругу. Мяч в руках через одного участника передается в одном направление. Задается определенный порядок упражнений с мячом (на определенный счет). Например: подбросить – пронести под ногой - за спиной – дотронуться до носочка правой ноги – ударить об пол. Упражнения повторяются только в определенном порядке. Мячи передаются по кругу и участники, которые берут мяч, исполняют то движение которое следует по очереди.

Г) Игра в парах. Дети встают спиной друг к другу на небольшом расстояние. На счет 1-2 – прокатить мяч между ног по пулу своему соседу, на 3-4 - сосед передает мяч через верх, прогнувшись назад.

Д) «Солнечный круг» Дети садятся кругом в четном количестве, раскрыв ноги в широкую позицию. Дети определяют себе пару (напротив сидящего человека). У каждой пары свой счет и своя очередность (1,2,3, и т.д.). По своей очереди дети в паре меняются мячиками, прокатив их по полу.

Е) «Чехарда» Дети садятся друг за другом, вытянув ноги вперед. (Можно сесть в 2 колонки) В стопах зажат мяч. Поднимая мяч на верх, опрокинуться на спину и положить мяч за головой, перед своим соседом, сидящим сзади. Педагог подкладывает мяч только первому (вначале сидящему) участнику. Снова берем мяч стопами и передаем его назад.

Ж) Стоя по кругу. (Четное количество участников) Мяч у участника через одного зажат подбородком у шеи. На определенный счет мяч передается следующему участнику, который тоже берет подбородком. Дети сами могут придумать всевозможные упражнения с мячами, которые с помощью педагога могут быть уложены на музыкальное сопровождение и использоваться как тренажные. Такие задания наиболее эффективно способствуют развитию творческих способностей у детей.

 

Дыхательная гимнастика.

Самая большая ошибка организма – не умение правильно дышать. «Основа жизни человека – ритм, данный каждому его природой, дыхание» (выражение К.С. Станиславского) Неестественные условия жизни в тесных квартирах и работы в душных помещениях заставили нас забыть первобытный ритм дыхания. То, как дышит основная часть детей в 21 веке, с трудом обеспечивает их физическое развитие. Только благодаря сознательной регулировке дыхания мы можем обеспечить долгую здоровую жизнь. Ежедневная дыхательная гимнастика улучшает общее состояние организма, стимулирует обменный процесс в организме. Человек без еды может прожить 15-20 дней, без воды 6-7, а вот без воздуха человек может прожить лишь несколько минут. В данном блоке предлагается ряд дыхательных упражнений, используемых на занятиях по хореографии для регуляции и восстановления дыхания, как основы правильной физической нагрузки. При совмещение движения с дыханием многие упражнения становятся для детей не столь тяжелыми и облегчают им восприятие сложного учебного материала. Снабжая организм большим количеством кислорода, мы помогаем справиться с трудностями и повысить жизненную силу. Эти же упражнения можно использовать в течение дня как дыхательную гимнастику.

Самое главное – дышим носом. Для активизации интереса детей к дыхательным упражнениям можно задействовать воздушный шарик, который будет выполнять роль индикатора точности исполнения .

«Утреннее» (Используется утром) На занятиях проводится в начале. Ставим ноги на ширине плеч. На вдохе руки поднимаем, а на выдохе - опускаем. Это упражнение создает защитную оболочку в течение всего дня.

«Брюшное дыхание» На занятиях проводится после разминки. На вдохе втягиваем живот, на выдохе расслабляем. Эффект этого дыхания: через легкие система кровообращения и весь организм наполняются кислородом. Абсолютно всем частям тела и органам приносит огромную пользу, в сознание приходит покой и уверенность. Очищает кровь от вредных веществ. «Очищающее» Используется после быстро темповых движений. Медленно вдыхаем, задерживаем дыхание на несколько минут (можно просчитать счет до 5, 8, 10) и медленно выдыхаем через рот. Это упражнение увеличивает уверенность в себе, кровь насыщается кислородом, облегчает общий тонус организма. При регулярном использование облегчает состояние при хронических заболеваниях, повышается иммунитет.

«Кузнечные меха» Используется перед сложными упражнениями с сильной физической нагрузкой. Делаем 10 быстрых вдохов, затем задерживаем дыхание на 14 секунд и медленно выдыхаем. Повышает общую активность организма. При правильном исполнение устраняет воспаления в носу и горле, может вылечить астму.

«Дыхание ХА» Используется в нервных ситуациях, особенно перед выступлением на сцене, для снятия напряженного состояния. Вдыхаем – руки вверх, на выдохе сбрасываем тело с произнесением звука «ха» благодаря движению воздуха, а не усилию горла. Это упражнение способствует улучшению циркуляции крови, тщательно очищает дыхательные органы.

«Маятник» Используется после силовых нагрузок, особенно в части урока аллегро (прыжки). Медленно вдыхаем, на выдохе наклоняемся вперед, вдыхаем – возвращаемся в исходное положение, выдыхаем - наклон назад (наклоны могут быть исполнены в стороны вправо-влево при выдохе). Повышает сопротивляемость нервной системы, увеличивает психическую силу, дает уверенность при общении с другими людьми.

Для активизации интереса детей к дыхательным упражнениям можно задействовать воздушный шарик, который будет выполнять роль индикатора точности исполнения. Упражнения можно варьировать: соединять игру с каким либо дыхательным упражнением.

Например, «мой веселый звонкий мяч» Б + «утреннее дыхание» (когда мяч в руках – вдох, отдаем мяч – выдох) Дыхание есть жизнь, и если вы помогаете детям правильно дышать, то целенаправленное отношение к своему здоровью они увидят, почувствуют и поймут сами. Таким образом, используя в своих занятиях совсем несложные и доступные детям игры (упражнения) в танцевальной практике, мы обеспечиваем им психофизическую тренировку и одновременно формируем их мотивированное отношение к сохранению и укреплению своего здоровья.

 

Примерный план тематического урока (внеклассного часа)

«Научиться не болеть - это правильно питаться» Теоретическая часть: «Человек есть то, что он ест». .Характер питания оказывает влияние на рост, физическое и нервно-психическое развитие человека. Правильное питание является абсолютно необходимым фактором для обеспечения правильного кроветворения, зрения, нормального развития кожного покрова. Надо отметить, что здоровое питание определяет и степень выраженности защитной функции организма, повышая устойчивость к инфекциям, к агрессивному воздействию внешней среды, радиоактивному облучению и другим неблагоприятным воздействиям. По данным специалистов диетологов можно выделить основные принципы рационального здорового питания: здоровая пища должна - покрывать энергетические затраты человека; должна быть безопасной и соответствовать санитарным нормам; рацион должен быть разнообразным и сбалансированным; пища принимается по индивидуальному (групповому) режиму.

Вопрос детям: знают ли они, какие продукты должны присутствовать в их рационе питания. ( Дети дают ответы.) ( Педагог дополняет не названные продукты ) В последнее время на рынке продаж появился большой ассортимент продуктов, которые стали неотъемлемой частью нашего питания

1.Суп «в стакане» это круто! Приготовлю за минуту! «Кириешки» и хот-доги Уплетем за обе щеки! Чипсы просто объеденье! Всем хрустим на упоенье!

2. Компот варить нам нет нужды – Ты даже не пытайся! Вот порошок – добавь воды И соком наслаждайся!

3. «Чупа-чупсы» я люблю, Наслаждаюсь ими. «Кока-колу часто пью С друзьями своими.

4. И жвачки, и клнфеты, вкусные сухарики , чипсы, «чупсики», хот-доги, Всем нам очень нравяться!

 

Что несут нам эти продукты из синтетических веществ, напичканные всякими добавками? Пояснения педагога и рассуждения вместе с детьми. На примере жевательной резинки, рассказывается ее действие и антидействие, ее состав и влияние на рефлекторный аппетит и желудок, а также зубов.

 

Интерактивная игра «Что любит наш животик?» (см. интерактивные игры -А)

Дыхательное упражнение «Брюшное дыхание» (см. дыхательную гимнастику) И

спользуется воздушный шарик – держа его губами следить за тем, чтобы он не надувался.

 

Навыки зубной гигиены

1.Вам мальчишки и девчушки, Приготовила частушки. Если мой совет хороший, Вы похлопайте в ладоши. На неправильный совет

2.Говорите: нет, нет, нет. Постоянно нужно есть Для зубов, для ваших Фрукты, овощи омлет, Творог, простоквашу. Если мой совет хороший, Вы похлопайте в ладоши.

3.Не грызите лист капустный, Он совсем, совсем не вкусный, Лучше ешьте шоколад, Вафли, сахар, мармелад. Это правильный совет? Нет,нет,нет.

4.Говорила маме Люба: - Я не буду чистить зубы. И теперь у нашей Любы Дырка в каждом, каждом зубе. Каков будет ваш ответ? Молодчина люба? Нет.

5.Навсегда запомните, Милые друзья, Не почистив зубы, Спать идти нельзя. Если мой совет хороший, Вы похлопайте в ладоши.

6.Зубы вы почистили И идите спать. Захватите булочку Сладкую в кровать. Это правильный совет? Нет, нет, нет.

7.Запомните совет полезный, Нельзя грызть предмет железный. Если мой совет хороший, Вы похлопайте в ладоши. 8.Вы, ребята, не устали, Пока здесь стихи читали? Был ваш правильный ответ, Что полезно, а что нет.

 

Рекомендации стоматолога

Рассказывается о правилах ухода за зубами и продуктах, которые влияют на формировании зубов. Пословицы и поговорки Предлагаются пословицы и поговорки о питании в разбитом виде – дети должны собрать их по смыслу.

 

Памятка

Дети получают памятки с пояснениями о важности правильного питания и сохранении своего здоровья.

 

Используемая литература

1. Бюллетень программно-методических материалов для учреждений дополнительного образования детей, 2008 №6.

2. Деметер Р. «Бегай, ползай, прыгай». – Москва: Издательство «Физкультура и спорт». – 1972г.

3. Динейка К. «Движение, дыхание, психо-физическая тренировка» издание второе. – Минск: «Полымя». – 1982г.

4. Юркевич А.Г. «Уроки китайской гимнастики» выпуск

5. – Москва: «Советский спорт». – 1991г.